Содержание
Часы стали уже обыденной вещью, являющиеся необходимой для каждого человека. А как работают механические часы знают очень немногие. В этой статье попробуем с этим разобраться.
Принцип работы механических часов
Двигатель
Любой механизм нуждается в источнике энергии, который будет приводить его в движение. В механических часах двигателем может являться поднятая гиря ( в часах с маятником), либо пружина ( в часах с балансом). Пружина выглядит как свернутая полоса стали. Она располагается в специальном барабане , который снаружи имеет зубья. Барабан одет на вал и может вращаться независимо от него. Пружина же одним концом закреплена к барабану, а другим к валу. Если вращать этот вал, то есть заводить часы , пружина будет закручиваться, а раскручиваясь, давать энергию всему механизму. Но если пружину завести и отпустить, то она моментально раскрутится. Нам же нужно, чтобы пружина раскручивалась в течении определенного периода. В этом нам поможет регулятор.
Регулятор ( баланс)
Представляет собой круглый обод с перекладиной посередине, в центр которой вставляется ось вращения. Внутри обода расположена, тонкая как волосок, скрученная пружина. Если обод крутануть в одну сторону, то пружина потянет его назад. Но обод не остановится на начальной точке, а провернется на такой же угол в противоположное направление, тем самым, опять создаст напряжение в пружине и провернется в обратном направлении. Регулятор вращается с определенной частотой, и используется для стабилизации хода часов. Но, так как, законы трения еще никто не отменял, регулятор через какое то время остановится. Поэтому переодически его нужно подталкивать с помощью энергии двигателя. Эту функцию выполняет спуск ( ход).
Анкерный спуск
Почти во всех современных часах используется анкерный спуск. Он выполняет две роли: передает энергию от двигателя к балансу , а также обеспечивает равномерное вращение механизма стрелок используя равномерную частоту вращения баланса. Спуск состоит из анкерной вилки, имеющей специальную форму и анкерное колесо с зубьями.
Анкерное колесо под действием заводной пружины вращается на один зуб, тем самым поворачивает вилку, которая противоположным концом толкает баланс и придает ему дополнительную «энергию от двигателя». Вилка одновременно со своим поворотом запирает анкерное колесо и пружина двигателя не может прокрутить его, а следовательно не может и сама раскрутиться.
Затем баланс, при движении в обратном направлении , толкает вилку, тем самым освобождает анкерное колесо и оно опять может проврнуться на один зуб, затем снова запрется вилкой.
1 — анкерное колесо с трибом; 2 — анкерная вилка с двумя палетами; 3 — хвостовик с двумя рожками;
Конечно в работе часов еще много нюансов , но это основной принцип работы механических часов. В следующей статье мы разберем достоинства и недостатки кварцевых и механических часов. Пишите комментарии на статью.